Николай Николаевич Азаров

Художественный руководитель и главный дирижёр Академического хора русской песни радио «Орфей»
Николай Николаевич Азаров
Художественный руководитель и главный дирижёр Академического хора русской песни радио «Орфей»
Николай Азаров — выпускник Московского хорового училища имени Свешникова и Московской консерватории. С 1989 года работал в Московском хоровом училище педагогом, затем хормейстером и директором мужского хора. С созданием Академии хорового искусства на базе Московского хорового училища совмещал преподавание с административным руководством мужским и концертным студенческим хором Академии. С 2004 года - проректор по международным связям. С 2008 года - исполняющий обязанности ректора, затем ректор Академии. С 2014 года возглавляет Государственный хор Московской областной филармонии. С 2015 года – художественный руководитель и главный дирижёр Академического хора русской песни радио «Орфей».
Николай Азаров не мечтал стать космонавтом. Подростком задумывался о профессии врача, но к тому времени уже полностью принадлежал музыке. Жизненный выбор предрешило событие, произошедшее еще до его рождения…

Будущий дирижер появился на свет в семье музыкантов 6 марта 1963 года в маленьком населённом пункте Уштобе, в трёхстах километрах от Алма-Аты, тогдашней столицы Казахстана. Отец руководил хором, был директором местного дворца культуры, который, сам и построил. Дар организатора Азаров-младший унаследует от него и достоинством применит в будущем. Однажды отца послали на мастер-класс в Москву. Он посетил хоровое училище, посмотрел репетиции, познакомился с Александром Свешниковым. Вернувшись, сказал беременной жене: «Если родится сын, он будет учиться в хоровом училище».

Первое же поступление в музыкальную школу Николай провалил. Педагоги не нашли у мальчика талантов. Оскорбленный родитель написал письмо в Москву. И получил ответ: «Если есть данные, привозите». Так девятилетний Коля в 1972 году оказался далеко от дома. Семьёй его стало Московское хоровое училище, а главным наставником жизни – выдающийся музыкальный педагог Виктор Попов.

Виктор Сергеевич называл учеников не иначе как воспитанниками. И это не оговорка интеллигента послевоенного времени. Педагог от бога Попов знал, что, доверивших ему будущее детей нужно воспитать и в профессиональном, и в житейском, и в человеческом, и в социальном смыслах . Воспитанники выходили из стен училища готовыми к жизни личностями. Сохраняя на всю жизнь верность свешниковскому братству.
Уровень подготовки в Московском хоровом был настолько высок, что после него в консерватории Николаю училось легко. Его наставниками в главном музыкальном вузе страны стали выдающиеся педагоги. Ему преподавал Клавдий Борисович Птица, он общался с консерваторскими легендами: Константином Лебедевым, Владиславом Соколовым, Борисом Куликовым, чей авторитет неоспорим. Студенту Азарову было совершенно очевидно: когда тебя учит великий человек, твоё дело – внимать. После смерти Клавдия Птицы судьба вновь привела Николая Азарова к любимому учителю Виктору Попову. Мастер стал его педагогом в Московской консерватории.

В юности дирижера Азарова случались соблазны, которые могли круто развернуть его судьбу. Гуго Ионатанович Тиц, в то время заведующий кафедрой сольного пения, заметил вокальные способности Николая и пригласил его к себе в класс. Но в жизнь Азарова ворвалась любовь, и он упустил шанс стать певцом, о чем вспоминает с улыбкой, без сожаления. И сегодня объемный баритон Николая Николаевича даже в ходе обычного разговора, затягивает, заставляя себя слушать.

Другим наваждением стал джаз. Он притягивал будущего академического дирижера. Однако, Азаров быстро понял, что импровизация – особый жанр: к ней надо иметь талант. И дальше увлечения дело не пошло.

Пора студенчества миновала, и Николая призвали в армию. Служба прошла в легендарном ансамбле Александрова. Азаров приобрел не только навыки военного, но хороший музыкальный опыт. Он был солдатом, пел, дирижировал. Оба хормейстера – Юрий Владимирович Петров и Виктор Алексеевич Фёдоров – выпускники Московского хорового. Их любимое занятие – бросить своего под танк: «Я сегодня не могу, подмени меня».

В армии Николай создал небольшой ансамбль. На бригадных концертах восемь голосистых солдатиков пели a cappella классику, народные песни. Вместе с александровцами Азаров выехал на первые заграничные гастроли. Выступали во Франции, в Америке и в Канаде. Воинская обязанность не тяготила.

После дембеля Виктор Попов пригласил Николая в училище Свешникова педагогом. Совсем скоро молодой специалист стал хормейстером, а потом директором хора выпускников. Здесь проявился, доставшийся от отца незаурядный административный талант. Николай организует выступления, гастроли, устраивает карьеры воспитанников. Студенческий коллектив поет с оркестрами под управлением Евгения Светланова, Дмитрия Китаенко, Владимира Спивакова, Михаила Плетнёва, давая по шестьдесят-семьдесят концертов в год. В горячие зимние месяцы подопечные Азарова с трудом справляются с плотным графиком. Их приглашают лучшие залы Европы: Мюнхенская, Берлинская филармонии, «Alte Oper» (Старая опера) во Франкфурте, фестиваль в Рейнгау.

После кончины Виктора Попова в 2008 году Николай Азаров возглавляет созданную на базе родного ему училища Академию хорового искусства, которая теперь носит имя Виктора Сергеевича Попова. Не изменяя заветам выдающегося наставника, он растит новое поколение музыкантов, заботится о них, помогает найти хорошую работу, делает всё возможное, чтобы его воспитанники состоялись в профессии. У него нет любимчиков.
После четырех годов ректорства, не бросая ответственный пост в Академии, Азаров возглавляет Московский областной хор имени Кожевникова. Коллектив пополняется студентами. Уже как творческий руководитель он радуется успехам учеников, хвалит, когда они уходят от него, выбрав сольную карьеру. В хоре у Николая Николаевича начинали Игорь Морозов, Валентина Гофер, Александр Безруков. Сегодня они – звезды ведущих театров страны.

В Российский государственный музыкальный телерадиоцентр Азаров впервые пришёл в 2008 году. Проработал четыре месяца как продюсер. Вернулся в РГМЦ в 2015, оставив позади должность ректора. Генеральный директор центра Ирина Анатольевна Герасимова предложила талантливому музыканту возглавить Академический хор русской песни радио «Орфей». Тогда прославленный коллектив был разбит на два состава „Славянские напевы" и „Песни России". Николаю Азарову поручили объединить их в единое целое. Поначалу артисты с опаской встретили нового худрука. Они переживали, что к ним пришел академист, который поменяет стиль коллектива и введет свои правила. У Николая Николаевича получилось. Он соединил коллективы, несмотря на их стилистические отличия. Это был непростой процесс. Но сегодня целостный, мощный хор поёт на серьёзных концертных площадках.

Николай Азаров значительно пополнил репертуар. Помимо фольклора и советской песенной классики его подопечные исполняют авторскую музыку, наполненную русскими культурными истоками. Народники прекрасно справились с «Перезвонами» Валерия Гаврилина, «Свадебкой» Игоря Стравинского, Тремя русскими песнями Сергея Рахманинова, «Курскими песнями» Георгия Свиридова. Николай Николаевич не делит фольклор на стили - аутентичный, как бабушки пели, или тот, что называют академическим народным пением. Мастер не загоняет артистов жанровые рамки, доказывая на практике, что возможности русского хора безграничны.
Сохраняя верность стилю, Николай Азаров привносит в народный репертуар своё видение мира, популяризирует и развивает национальную культуру. Яркие, актуальные шоу Академического хора русской песни радио «Орфей» идут на лучших сценах страны и мира, публика принимает их на ура.

У дирижера, руководителя, учителя Азарова есть мечта. Он задумал регулярный, большой фестиваль русской музыки под открытым небом, в идеале у воды. Чтобы и академическое, и народное искусство услышали в разных городах, чтобы на сцене вместе с мэтрами выступали молодые музыканты. Проект музыкальной феерии Николай Николаевич написал давно. Красивая идея пока ждет воплощения.
МЕДИАТЕКА