Уровень подготовки в Московском хоровом был настолько высок, что впоследствии в консерватории Николаю училось легко. Его наставниками в главном музыкальном вузе страны стали выдающиеся педагоги. Ему преподавал Клавдий Борисович Птица. Он общался с консерваторскими легендами: Константином Лебедевым, Владиславом Соколовым, Борисом Куликовым. Студенту Азарову было совершенно очевидно: когда тебя учит великий человек, твоё дело – внимать. После смерти Клавдия Птицы судьба вновь привела Николая Азарова к любимому учителю Виктору Попову. Мастер стал его педагогом в Московской консерватории.
В юности у дирижёра Азарова случались соблазны, которые могли круто развернуть его судьбу. Гуго Ионатанович Тиц, в то время заведующий кафедрой сольного пения, заметил вокальные способности Николая и пригласил его к себе в класс. Но в жизнь Азарова ворвалась любовь, и он упустил шанс стать певцом, о чём вспоминает с улыбкой, без сожаления. И сегодня объёмный баритон Николая Николаевича даже в ходе обычного разговора привлекает, заставляя себя слушать.
Другим наваждением стал джаз. Он притягивал будущего академического дирижёра. Однако Азаров быстро понял, что импровизация – особый жанр: к ней надо иметь талант. И дальше увлечения дело не пошло.
Пора студенчества миновала, и Николая призвали в армию. Служба прошла в легендарном Академическом ансамбле песни и пляски имени А. В. Александрова. Азаров приобрёл не только навыки военного, но и хороший музыкальный опыт: он был солдатом, пел, дирижировал. Оба хормейстера – Юрий Владимирович Петров и Виктор Алексеевич Фёдоров – выпускники Московского хорового. Их любимое занятие – бросить своего под танк: «Я сегодня не могу, подмени меня».
В армии Николай создал небольшой ансамбль. На бригадных концертах восемь голосистых солдатиков пели a cappella классику, народные песни. Вместе с александровцами Азаров выехал на первые заграничные гастроли. Выступали во Франции, в Америке и в Канаде. Воинская обязанность не тяготила.
После дембеля Виктор Попов пригласил Николая в училище Свешникова педагогом. Совсем скоро молодой специалист стал хормейстером, а потом директором хора выпускников. Здесь проявился доставшийся от отца незаурядный административный талант. Николай организует выступления, гастроли, устраивает карьеру воспитанников. Студенческий коллектив поёт с оркестрами под управлением Евгения Светланова, Дмитрия Китаенко, Владимира Спивакова, Михаила Плетнёва, давая по шестьдесят-семьдесят концертов в год. В горячие зимние месяцы подопечные Азарова с трудом справляются с плотным графиком. Их приглашают лучшие залы Европы: Мюнхенская, Берлинская филармонии, «Alte Oper» (Старая опера) во Франкфурте, фестиваль в Рейнгау.
После кончины Виктора Попова в 2008 году Николай Азаров возглавляет созданную на базе родного ему училища Академию хорового искусства, которая теперь носит имя Виктора Сергеевича Попова. Не изменяя заветам выдающегося наставника, он растит новое поколение музыкантов, заботится о них, помогает найти хорошую работу, делает всё возможное, чтобы воспитанники академии состоялись в профессии. У него нет любимчиков.